На что обратить внимание при выборе: рекомендации редакции Zuzako
Отдавать или не отдавать ребёнка в коррекционную школу – решение родителей, но в первую очередь они должны учитывать его состояние. Если он чувствует себя белой вороной и испытывает трудности при выполнении элементарных заданий, то лучшим решением будет получение образования в коррекционном учреждении.
Очень часто родители не готовы смириться с тем, что их ребёнок не такой, как другие, в связи с чем нанимают для него репетиторов с раннего возраста, чтобы малыш смог пойти в обычную школу, в которой ему становится ещё труднее, ведь там нет специалистов, умеющих работать с особыми детьми. Отстающему ученику чаще всего некомфортно с обычными школьниками. Он ощущает себя не таким, как все, а из-за стресса у него могут развиваться неврозы, апатия, депрессия и другие проблемы с психикой, частые болезни. Не стоит жертвовать комфортом малыша только ради того, чтобы он был такой же, как и другие дети.
Выбирать коррекционную школу для ребёнка необходимо ответственно
Обязательно следует обращать внимание на все нюансы, такие как месторасположение, тип, стоимость, наличие дополнительных услуг, преподавательский состав. Нелишним будет изучить на сайтах и форумах отзывы о разных школах, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя и куда лучше отдать ребёнка для получения компенсирующего образования
Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией и фото, размещёнными на нём. Уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий.
От квалификации и опыта преподавателей зависит качество образования. Конечно, можно просто самостоятельно посмотреть дипломы и опыт работы специалистов, но лучше обратиться к родителям, чьи дети учились или учатся в данном заведении, узнать информацию о квалификации, отношении преподавателей к ученикам.
В государственных учреждениях обучение бесплатное, а в частных заведениях за все услуги необходимо платить. При личном посещении школы необходимо уточнить полную стоимость образования и дополнительных услуг (кружков, массажей и т. д.), ведь родителям необходимо ориентироваться в этом.
Все перечисленные в нашем обзоре учреждения зарекомендовали себя только с положительной стороны и завоевали много хороших отзывов. Отдавая в один из них ребёнка, вы можете полностью быть уверенными в том, что сделали правильный выбор.
Специальные классы VIII вида
Их создают с целью обучения детей, страдающих умственной отсталостью, для устранения отклонений в развитии. Коррекционные классы 8 вида предназначены для социально-психологической реабилитации ребенка. Это позволит ему в будущем как можно безболезненнее влиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость такого класса – 8 человек.
Заканчивается данное обучение аттестацией по труду. Такой экзамен включает в себя вопросы материаловедения и технологии изготовления изделий.
Что такое коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу особенностей своего развития, не могут усваивать стандартную школьную программу наравне со здоровыми учениками. Для них созданы специальные образовательные учреждения с программами, учитывающими особенности и трудности обучения.
Минусы коррекционного обучения
Одной из главных проблем специального класса является объединение детей с несхожими медицинскими диагнозами и с различными психиатрическими и психологическими проблемами. Универсальной программы для всех не существует. Нередко у таких детей наблюдается отставание по одному предмету и одаренность по другому. Так, ребенок может быть не в ладу с математикой, но при этом рисовать как настоящий художник, криво писать, но обладать способностью к иностранным языкам (они, к сожалению, в специальной программе не предусмотрены).
В коррекционный класс нередко отправляют ребятишек из семей, являющихся социально неблагополучными. Такие дети, лишенные родительской заботы, поначалу действительно отстают в развитии. Однако при усиленных занятиях они быстро наверстывают упущенное. В результате этим здоровым детям становится скучно обучаться по замедленной школьной программе.
Какими качествами должен обладать коррекционный педагог
Часто именно от такого специалиста зависит вся дальнейшая жизнь ребенка — и это не преувеличение. Высокие компенсаторные возможности мозга сохраняются до 3-5 лет: качественная работа педагога с детьми, особенно этого возраста, помогает сгладить и даже полностью убрать отклонения, либо как минимум избежать усугубления ситуации в будущем. Именно поэтому готовность к полной самоотдаче очень важна для коррекционного психолога.
В этой работе необходимы и другие качества:
Ответственность, умение работать с большими объемами информации. Специалист может использовать только те методики и технологии педагогической науки, которые уже прошли многократную проверку и хорошо себя показали. Работа с особыми детьми — не поле для бездумных экспериментов.
Терпеливость, способность к состраданию и доброжелательность.
Высокая стрессоустойчивость. Работа специального педагога предполагает огромную эмоциональную нагрузку, не все способны ее выдерживать.
Настойчивость. Нельзя опускать руки и признавать, что ребенку невозможно помочь, даже если обучение дается ему гораздо труднее, чем остальным.
Наблюдательность
Важно уметь замечать даже самые маленькие сдвиги в развитии ребенка.
Аналитические способности. Без них будет сложно подбирать подходящие методы работы и оценивать результаты.
Тактичность
Коррекционному педагогу нужно уметь общаться не только с детьми, но и с их родителями — и всегда быть осторожным в прогнозах и сдержанным в выборе фраз.
Это сложная работа — именно поэтому хороших специалистов всегда не хватает, а опытным профессионалам не приходится долго искать подходящую вакансию.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом
Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Вид расстройства
характеристики
ЗПР
УО
Характер
Обратимый
Необратимый
Вид нарушения
Замедление темпа психического развития
Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций
Масштабность
Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже
Тотальность – страдают практически все функции
Первичный дефект
Частичное повреждение базальных структур
Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности
Как развивается
Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.
Сверху — вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции
Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.
Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.
Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.
В чем заключается суть коррекционной педагогики?
Предмет коррекционной педагогики — процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), замедленным интеллектуальным развитием, эмоциональными нарушениями, а также поиск и создание лучших методов работы с такими отклонениями и профилактики их возникновения. Соответственно, специалист, который работает по этому направлению:
- определяет, почему и в каких условиях возникают отклонения в поведении и развитии детей;
- разрабатывает и использует коррекционные программы;
- отслеживает развитие каждого ребенка в динамике и меняет подход, если требуется;
- постоянно взаимодействует со специалистами смежных сфер, при создании программ опирается на исследования в области медицины, коррекционной педагогики и психологии образования;
- анализирует особенности обучения детей с отклонениями в обычных школах;
- создает учебно-методическую базу для подготовке учителей к работе с особыми детьми;
- помогает в воспитании и адаптации детей в обществе;
- изучает историю развития специальной коррекционной педагогики и новые методики.
Но это лишь общие обязанности. Полный перечень зависит от направления, которое выбрал специалист: например, олигофренопедагогика, логопедия, работа с детьми с нарушениями слуха или зрения и пр.
Какое направление предпочесть — решать вам. Вы можете пройти общую профессиональную переподготовку и получить квалификацию «специальный педагог», либо выбрать более узкую специализацию: например, научиться работать с детьми и подростками с эмоциональными нарушениями
Если вас интересует коррекционная педагогика в начальном образовании, обратите внимание на курс переподготовки с присвоением квалификаций «логопед» и «учитель начальных классов»
Специальная (коррекционная) педагогика. Организация обучения лиц по адаптированным и специальным индивидуальным программам развития
620 часов (3 мес.)
Квалификация: Специальный (коррекционный) педагог
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов
16080 руб. 13400 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Специальное (дефектологическое) образование. Логопедическая работа по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области коррекционной педагогики и методики начального обучения
1340 часов (6.5 мес.)
Квалификация: Учитель-логопед (логопед)
Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов
49700 руб. 42488 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Технологии краткосрочной индивидуальной диагностической и коррекционно-развивающей работы у детей и подростков с эмоциональными нарушениями
144 часа (2 мес.)
10800 руб. 8000 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Куда пойти учиться особенному ребёнку?
Сегодня наше государство взяло на себя заботу об образовании «особых детей», которые не могут на общих основаниях реализовать предоставленное им право на обучение в простой российской школе.
Хоть родители и выбирают сами, где и как учиться, однако любой здравомыслящий «предок» понимает и отдаёт себе отчёт, что отдав ребёнка с имеющимися в развитии отклонениями в обычный класс – значит, обрести его на муки, не меньше.
Понимает это и наше государство, потому российское законодательство направлено на создание подходящих условий для обучения непростых детей. Для особых учеников коррекционные классы и целые учебные заведения – это как раз те самые условия, гарантированные государством.
Сегодня существует 8 видов коррекционных учебных заведений. Что радует, у них нет ранее режущих слух названий типа «для глухих», «для умственно отсталых» и прочих, позволяющих посторонним с лёту узнать о проблемах в здоровье Вашего ребёнка. Лишь сведущие могут по цифровой аббревиатуре понять, почему ребёнок ходит в такую школу.
Деятельность сцецшкол регулируется на законодательном уровне, и все они перечислены в письме Минобразования России № 48 от 04.09.1997. Принципы отбора в конкретное спецучреждение построены на характере отклонения в здоровье.
- Образовательное учреждение 1-го вида предназначено для неслышащих детей. Их основная задача – научить лишённого слуха ученика общаться с окружающим миром, при этом дав возможность обучиться нескольким видам речи: устной, жестовой, письменной и тактильной.
- Школы 2-го вида берут учеников слабослышащих с частичной потерей слуха либо недоразвитием речи в разных степенях, а также позднооглохших (в дошкольном либо школьном возрасте), сохранивших самостоятельную речь. Все усилия педагогов направлены на восстановление потерянного слуха, пробелы восполняются активными речевыми практиками и коммуникацией.
- Коррекционные классы в школах 3-го и 4-го видов обучают тех, у кого установлены первичные и вторичные отклонения соответственно с нарушениями зрительных функций, то есть незрячих либо слабовидящих, деток с косоглазием либо таким заболеванием как амблиопия. При обучении педагоги и врачи пользуются специальным тифлооборудованием, помогающим читать слабовидящим и незрячим, а также особенными дидактическими материалами. Задача номер один – сохранить здоровье и развить органы чувств, на которые перекладывается компенсаторная деятельность.
- 5-ый вид образовательных учреждений занимается коррекцией детей с тяжёлыми речевыми патологиями. Обучение разделено на 2 отделения: первое – для тех, кто имеет общее речевое недоразвитие в тяжёлой форме, во второе попадают заикающиеся ученики. Вся работа в такой спецшколе крутится вокруг развития речевых навыков.
- Школы 6-го вида коррекции созданы для детей, имеющих нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, например, с такими диагнозами как ДЦП, параличи верхних и нижних конечностей, с врождёнными и приобретёнными деформациями. Здесь ставку делают на физкультуру и труд, как дисциплины, помогающие восстановить двигательные функции.
- Спецкоррекционное образовательное учреждение 7-го вида берёт деток с задержками в психическом развитии, которые сохранили у себя интеллектуальный потенциал, но имеют отклонения в памяти, внимании, темпе психологических процессов, а также учат тех деток, что эмоционально неустойчивы. Здесь приучают жить по правилам и по времени, вырабатывают усидчивость и концентрацию, развивают познавательную деятельность.
- Ну и наконец, 8-ой вид спецшкол предназначен для тех, кому вынесен врачебный вердикт «умственно отсталый». Здесь обучение носит больше характер трудовой подготовки, дисциплины все имеют практический смысл и даже экзамен сдаётся по труду. Всё, чтобы помочь такому ребёнку в дальнейшем «выжить».
Попадают дети с нарушениями в здоровье в нужный класс или школу по направлению от местного управления образования с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Как ЗПР переходит в УО
Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.
С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.
Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии
Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения
Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:
еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе
Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.
Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.
В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
- естественные и математические науки;
- гуманитарные науки;
- технологии;
- социально-экономические науки.
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
Очень много детей из края
– Вы уже столкнулись с большинством проблем, которые возникают при организации инклюзии: отсутствие финансирования, отсутствие условий… Учителя зарабатывали бы больше в коррекционной школе… Что еще?
– Родители у всех разные – один одно требует, другой – другое. Дистант выбил всех, это караул! Говорить о том, что ничего при этом не изменилось, дети получили обучение, – нет. Может быть, в какой-то обычной школе… А у нас в школу со всего края едут. В крае школы закрыли, всё объединили, оптимизировали. Как в 2003 году начали говорить про оптимизацию, так я за голову схватилась: это же значит одно – погубить деревню. Так и получилось. Кто в деревне останется, если ребенка с первого класса надо отправлять в интернат на неделю?
Еще момент: родители снимают жилье в Мотовилихе, потому что здесь дешевле. А мы не можем им площадку предоставить, прописка нужна. Огромная проблема. Где уж родителям платить за что-то! Мы в школе вообще ни за что ни копейки не собираем.
Я хочу сейчас проанализировать, сколько у нас детей из края учатся. Их родители снимают жилье в Мотовилихе, потому что здесь дешевле. А мы теперь даже не можем им площадку предоставить, прописка нужна. Что делать? Огромная проблема. Где уж родителям платить за что-то. Мы в школе вообще ни за что деньги ни копейки не собираем.
– А форма у вас есть?
– Форма есть, но они сами выбирают, где будут ее шить. Обязательно должен быть васильковый верх. Сшей сам, в доме быта «Новинка», у знакомой швеи, выбирай любую модель.
– Ясно. Давайте разговор про инклюзию завершим. Перспективы, очевидно, не самые радужные. Но может ли ваш опыт распространяться на другие школы?
– К нам приезжают постоянно. Детей с задержкой психического развития может принимать любая школа. Адаптированными программами для таких детей мы готовы делиться, рассказывать, как их составлять. От них никакая школа не должна отказываться. Им даже пандус не нужен. Таких детей очень много идет, и два-три таких ребенка нормально будут учиться в любом классе.
– Так проблем больше, чем отдачи.
– Когда мы даже одного ребенка с задержкой психического развития «вытаскиваем», и в пятом классе ему задержку уже не ставят, это уже победа. Он начинает учиться, как ребенок нормы. Наша задача помочь ребенку с этой задержкой справиться. Это нас окрыляет. По инклюзии детей, которые имеют очень большие отклонения: думаю, это в принципе возможно, если будет создана обучающая база. А у нас даже специальной лицензии нет, мы не можем обучать особых детей до конца. Они получают не аттестат, они получают свидетельство.
– Вот как?! Они могут учиться, но получить свидетельство – нет? Во что это упирается?
– В материальную базу. В основном, это как раз кабинеты труда – там много оборудования, для него должны быть площади. Если бы детей можно было возить на трудовое обучение… Тут думать надо. Надеюсь, разберемся, как сделать. Может, даже с предложениями куда-то выйдем.
Гимназия «Дмитров»
Год открытия – 1935
Средний результат ЕГЭ – 75,5 балла
Количество 100-балльников – два человека
Участие в ВОШ – 11 человек
На протяжении 12 лет гимназия не выпадает из десятки лучших школ региона по итогам сдачи ЕГЭ, ОГЭ (основной государственный экзамен. – Прим. ред.) и условиям учебного процесса. В 2005 году учреждение стало абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», и это достижение для Московской области до сих пор уникальное
Особое внимание в «Дмитрове» уделяют исследовательской деятельности. Так, в 2004 году на базе гимназии открылся центр «Перспектива», и с тех пор более 200 учеников стали победителями различных исследовательских конференций
В учреждении даже есть своя автошкола – все одиннадцатиклассники могут сдать экзамен в ГИБДД. За 47 лет существования внутренней автошколы категорию «В» открыли почти 3300 выпускников.
На что потратят грант: на покупку новых компьютеров и оборудования для занятий робототехникой.
– Образование Подмосковья входит в пятерку лучших в стране по числу школ в топ-500 и по числу победителей и призеров олимпиад, а также занимает второе место по количеству школ и по конкурентоспособности выпускников, – говорит и.о. министра образования Московской области Марина Захарова. – В Московской области 530 стобалльников в 2018 году и 8100 выпускников, набравших на ЕГЭ 220 баллов и более. Надо отметить, что в 2017 году губернатор установил выплаты учителям, подготовившим стобалльников, в размере 100 тыс. руб. В 2018 году 16 подмосковных школ вошли в рейтинг RAEX по конкурентоспособности выпускников (выпускники этих школ поступили в ведущие вузы страны). В 2017 году таких школ было восемь.
Специальные классы III и IV вида
Они создаются для обучения, воспитания, а также коррекции отклонений у детей с имеющимися нарушениями зрения. В эти виды коррекционных классов могут быть приняты детишки с косоглазием, с амблиопией.
Основной задачей педагогов является формирование у учеников компенсаторных процессов. Для этого проводятся не только групповые, но и индивидуальные занятия по дальнейшему развитию осязательного и зрительного восприятия произносимой речи, по социально-бытовой ориентировке, лечебной физкультуре, ритмике. В процессе обучения в таких коррекционных классах у детей формируются навыки общения.
Для освоения школьной программы воспитанникам со слабым зрением предоставляется специальное оборудование и тифлоприборы. В основе обучения таких детей лежит система Брайля. Педагог использует нестандартные дидактические материалы, а также специфические средства наглядности. Все это позволяет несколько расширить рамки доступности преподносимой информации.
Инклюзивное обучение в обычной школе
Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.
<<Перелинковка2>>
У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:
+ Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные. + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.
Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:
- Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
- Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
- Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем.
- Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.
Обучение детей в коррекционных школах различного вида
Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество
Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития
Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.
Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.
Коррекционная школа 1 вида
Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.
2 вид
В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.
Коррекционные школы 3 и 4 вида
Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.
5 вид
В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.
Коррекционная школа 6 вида
Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.
Коррекционная школа 7 вида
Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.
Коррекционная школа 8 вида
В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.
Всех ли берут?
Плохо или нет для ребёнка – коррекционная школа, решать лишь родителям, ведь без их согласия в такое учебное заведение не возьмут. Отказаться учить вашего ребёнка в спецшколе не могут, принимают детей обычно с семилетнего возраста.
Но! Нередко бывает так: медицинское заключение на руках есть, а места, куда пойти учиться – нет. На практике чаще многие семьи сталкиваются с проблемой отсутствия учебного заведения нужного типа в своём родном городе.
Вот и приходится ломать голову: то ли пойти в ту спецшколу, что не подходит по показаниям, но куда предлагают чиновники из принципа «лишь бы запихать», либо переехать, где такая спецшкола подходящая есть, чтобы дать ребёнку должное образование.
Альтернативой обучения в коррекционных спецшколах сегодня выступает домашнее обучение, которое предусматривается законом «Об образовании». При этом помощь в оказании надомного обучения возлагается на близлежащее к месту жительства учебное заведение.
Учителя на протяжении всего образовательного процесса должны помогать родителям в виде консультаций и методической поддержки, а по окончании учебного года провести промежуточную и итоговую аттестацию. В принципе, ничем не отличается от предусмотренного для обычных детей самообразования, набирающего сегодня всё больше поклонников.
Если бы опять-таки не одно но: специально обученных с должной квалификацией учителей в близлежащей школе может и не оказаться.
Хотелось бы услышать родителей, кто сталкивался с такой проблемой, чтобы «не наступать на грабли». Ждем ваших комментариев.
Всего вам доброго!
«ШколаЛа»:)