Дополнительные предметы в вшэ: что такое майноры?

К каким результатам приводит индивидуализация

— По каким критериям можно оценить успех внедрения ИОТ?

— Пока рано говорить о результатах выпускников — в ТюмГУ, где дольше всего внедряют ИОТ, состоялись только два выпуска бакалавров в новой модели.

Но по данным ТюмГУ можно сравнить, как учатся студенты в модели индивидуализации и в обычной модели в одном и том же вузе. У тех, кто учился по ИОТ, заметно выше рефлексия, осознанность и понимание целей.

— В чём конкретно выражаются более высокие осознанность, рефлексия и понимание целей?

— Из опубликованных результатов известно, что примерно на 30% снизилось количество отчислений по собственному желанию. Параллельно примерно на столько же (в абсолютной величине) выросло число переходов между направлениями подготовки.

Получается, раньше студенты, сделав до первого курса неправильный выбор программы, не имели возможности её поменять. Они могли отчислиться из университета и поступить в новый, а переходы с программы на программу были исключениями. Сейчас же в ТюмГУ синхронизировали первые курсы и специально работают со студентами, чтобы они определяли свои образовательные цели на будущее и меняли программы исходя из них. И переходы происходят гораздо чаще.

Получается, индивидуализация позволяет сохранять студентов — причём не за счёт того, что двоечникам натягивают тройки. А университет благодаря этому сохраняет деньги.

— А в других вузах, с которыми вы работаете, уже заметны какие-то эффекты?

— В целом происходит следующее. Во-первых, преподаватели отмечают: если студенты сами выбрали дисциплину, то на занятиях по ней они гораздо более мотивированы. С такой группой преподавателю работать приятнее.

Во-вторых, преподаватели получили возможность заявлять новые темы курсов. Это элемент самореализации: в гибкой части учебного плана можно предлагать важные для себя темы, и если они находят отклик у студентов, проводить такие курсы.

— Какие интересные и необычные практики вы бы отметили в вузах, внедряющих ИОТ?

— Таких примеров много. Например, коллеги из УрФУ в рамках одного института дали студентам возможность в базовой части курса (то есть не среди элективов, а в ядре) выбирать формат дисциплины. Философию и историю можно было слушать в УрФУ, причём тогда преподавателя студенты тоже выбирали, или онлайн на платформе «Открытое образование»

Интересно, что не все побежали в онлайн, многим оказалось важно посещать очные занятия

Другой пример — выборная кампания в магистратуру НИЯУ МИФИ по модели приоритетов. В стандартном варианте на самый популярный курс записывается тот, кто первый успел. Примерно так же, как покупают билеты на самолёт или на поезд. В альтернативной модели студентам предлагают расположить доступные курсы в порядке приоритетов от наиболее желаемого к наименее желаемому. И на это даётся больше времени, чем на выбор в стандартной модели. А дальше уже алгоритм или человек попытается распределить студентов так, чтобы максимальное количество наиболее успешных попали на приоритетные для них курсы.

— В чём преимущество такого подхода для вуза и для студентов?

— При распределении учитывают академический рейтинг и другие достижения. То есть студенты, которые хорошо учились, меньше рискуют не успеть на интересные им курсы. Такая система более справедлива. Но работает она только с небольшим числом дисциплин на выбор.

Ещё один пример — адаптивное обучение. Система выдачи заданий и контента внутри курса подстраивается под скорость освоения дисциплины каждым студентом. Некоторые могут освоить курс за месяц, другие будут учить его весь семестр, но на первых пяти темах протопчутся три месяца, а остальное пройдут быстро, кто-то будет идти равномерно.

Для таких курсов нужны специальные программные решения, и обучение получается дорогим, но зато более комфортным для студентов. Такие решения есть в Томском госуниверситете по математике, в Сеченовском университете по химии, сейчас МИФИ по физике такое делает.

— А что будет, если студент действительно освоит семестровый курс за месяц?

Администрация

ru

НИУ ВШЭ образована 27 ноября 1992 г. постановлением Правительства РФ. С тех пор университетом руководит бессменный ректор , который также участвовал в основании университета.

Бывший министр экономики Евгений Ясин занимает должность научного руководителя и представляет университет в других академических организациях, а президент университета Александр Шохин представляет ее во взаимодействии с государственными органами. Посты проректоров НИУ ВШЭ заняли экономисты , и Александр Шамрин.

В состав советов университетов входят российский политик Сергей Кириенко, бывший помощник президента Владимира Путина Вячеслав Володин, учредитель «Сбербанк » Герман Греф, президент Группы Ренова Виктор Вексельберг, российский миллиардер, технологический предприниматель Аркадий Волож, Председатель Правления Банка ФК Открытие Михаил Михайлович Задорнов, Леонид Михельсон крупный акционер российской газовой компании Новатэк, меценат Вадим Мошкович, а также бизнесмен и политик. активист Михаил Прохоров.

  • Факультет математики НИУ ВШЭ
  • Физический факультет НИУ ВШЭ
  • Московский институт электроники и математики им. Тихонова (МИЭМ ВШЭ)
    • Школа электронной техники
    • Школа Компьютеров Eng ineering
    • Школа прикладной математики
    • Школа программной инженерии
    • Школа анализа данных и искусственного интеллекта
    • Школа больших данных и информационного поиска
  • Факультет бизнеса и Менеджмент
    • Школа бизнес-администрирования
    • Школа логистики
    • Школа бизнес-информатики
    • Высшая школа бизнес-информатики
    • Институт инновационного менеджмента
    • Международный центр подготовки кадров в области логистики
    • Высшая школа управления проектами
    • Высшая школа маркетинга и развития бизнеса (
  • Юридический факультет
    • Кафедра гражданского права
    • Кафедра конституционного и административного права (на русском языке)
    • Кафедра международного публичного и Частное право
    • Кафедра практического права
    • Управление судебной власти
    • Кафедра теории права и сравнительного правоведения (на русском языке) Россия о)
    • Департамент труда и социальной защиты населения (на русском языке)
    • Департамент уголовного права (на русском языке)
    • Совместный отдел Федеральной антимонопольной службы (на русском языке) Русский)
    • Кафедра финансового, налогового и таможенного права
  • Гуманитарный факультет
    • Исторический факультет
    • Культурологический факультет
    • Школа лингвистики
    • Школа истории и теории литературы
    • Школа философии
    • Школа иностранных языков
  • Факультет социальных наук
    • Школа политики и Управление
    • Школа социологии
    • Школа психологии
    • Педагогический институт
    • Институт демографии
    • Департамент государственной политики
  • Факультет коммуникаций, медиа и дизайна
    • Школа медиа
    • Школа интегрированных коммуникаций
  • Факультет мировой экономики и международных отношений
    • Школа мировой экономики
    • Школа международных отношений
    • Школа международных региональных исследований
    • Школа Востоковедение
  • Факультет экономических исследований
    • Департамент теоретической экономики
    • Департамент прикладной экономики
    • Школа финансов
    • Департамент математики
    • Кафедра статистики и анализа данных
  • Международный колледж экономики и финансов
  • Факультет городского и регионального развития
  • Химический факультет
  • Факультет биологии и биотехнологии
  • Факультет географии и геоинформационных технологий
Самостоятельные кафедры
  • Кафедра высшей математики
  • Совместная кафедра с Музеем современного искусства «Гараж»
  • Кафедра физического воспитания
  • Кафедра управления инновациями
  • Департамент исследований безопасности (на русском языке)
  • Департамент военной подготовки (на русском языке))

Преимущества обучения в магистратуре

Студент, который не останавливается на программе бакалавриата, а продолжает обучение в магистратуре, смотрит в собственное будущее под правильным ракурсом. Здесь активно пополняется багаж языкознания, как по части теории, так и в практическом русле. Специалист приобретает ценный опыт, занимаясь решением конкретных задач.

Магистерская программа предполагает занятия фонетикой, которые важны для овладения иностранным языком в совершенстве. Современные вузы используют в работе новейшие инструменты, международные связи, чтобы подготовить ценного работника широкого профиля. После окончания учебы он сможет выступать в роли преподавателя или посвятить себя научным изысканиям.

Докторнатура

Поступить в докторнатуру могут кандидаты наук, ведущие научную или педагогическую деятельность не меньше 5 лет, у которых в специализированных изданиях опубликовано 10-15 статей по проблематике будущей диссертации. Для поступления им понадобится направление от организации, где они работают. Также надо сдать вступительные экзамены.

Обучение в докторнатуре длится 3 года. В программу входят изучение профильных дисциплин в формате лекций, учебная практика, научно-исследовательская работа под кураторством научного руководителя.

Докторанту требуется сдать промежуточные и итоговые экзамены, а также защитить докторскую диссертацию. Тогда выпускник получит высшую учёную степень — доктор наук.

После этого можно стать профессором кафедры вуза. Доктор наук пользуется большим авторитетом в научном сообществе и на рынке труда (особенно это касается медиков, педагогов, инженеров). Также он получает надбавку к предыдущему окладу и возможность соцвыплаты на жильё (как кандидат наук, только не до 35, а до 40 лет).

Высшее образование

Поступи в университет и строй карьеру во время обучения

Университет «Синергия» объединяет многолетние академические традиции и современные образовательные технологии. Выбирайте любую из 200 программ обучения. Учитесь, стажируйтесь в компаниях-партнёрах и трудоустраивайтесь ещё до выпуска.

Узнать, как поступить

Специалист (специалитет)

О специалистах теперь можно говорить в прошедшем времени, потому что реорганизация высшего образования в России вытеснила этот уровень подготовки «на исторические задворки».

В советской системе университеты выполняли ведущую роль в подготовке профильных специалистов. Программы регулярно совершенствовались, в них находили отражение последние достижения науки, и нередко развитие одной из специализаций становилось основой для организации института по соответствующему профилю.

Выпускник университета, кроме профильных дисциплин, получал фундаментальные знания по соответствующему направлению, дававшие возможность трудоустройства в соответствующей отрасли и/или заниматься научной деятельностью.

Поступить в университет мог любой желающий, после успешной сдачи устных и письменных экзаменов и по конкурсу аттестатов или дипломов техникумов. Выпускники очного отделения, сразу же после окончания университета, направлялись на работу – трудоустройство по специальности, как и бесплатное обучение, были гарантированы государством.

Параллельно студент имел возможность освоить альтернативные специальности, поскольку первые три курса он изучал фундаментальные дисциплины по выбранному направлению. Система позволяла без труда подготовить специалиста широкого профиля. Обязательными дисциплинами в каждом ВУЗе были: общественные науки, общенаучные (теоретические основы), специальные, альтернативные направления, а также физическое воспитание. При ВУЗах существовали кафедры военной подготовки. Выпускники советских ВУЗов, кроме профессии, получали необходимый набор знаний для дальнейшего роста и саморазвития, успешной социализации или построения карьеры в управленческих структурах.

Обучение в ВУЗах продолжалось в течение 5-6 лет, в зависимости от направления и сложности подготовки. Начиная с 3-4 курса студенты готовили курсовые работы по выбранной дисциплине (специализации), состоящие из теоретической и практической части, а на последнем курсе – дипломную работу, после защиты которой допускались к сдаче выпускных госэкзаменов. Дипломная работа могла стать продолжением исследовательской деятельности в аспирантуре, ее материалы ложились в основу кандидатской диссертации, если выпускник выбирал научную карьеру.

Более узкий уровень подготовки существовал в институтах – по одной из профильных специальностей: выбор профессии был ограничен соответствующей квалификацией. Второе высшее образование можно было получить заочно. Студенты заочной формы обучения стипендию и направление на работу не получали. Нередко передовые рабочие направлялись на учебу от предприятия: так формировался кадровый управленческий резерв.

Качество образования в советской высшей школе обеспечивалось тщательным конкурсным отбором абитуриентов на бесплатной основе, их мотивированностью, изучением фундаментальных наук в сочетании с производственной практикой.

Как сменить майнор

Если студент начал обучение по определенному майнору и понял, что это не его, майнор можно поменять. Официально это можно сделать не позднее трех занятий.

Чтобы изменить майнор:

  1. Студент сначала узнает, есть ли места на желаемом майноре. Это можно узнать у организаторов. Обычно, на сайте рядом с описанием майнора указаны и контакты организаторов.
  2. Если места есть, то студент идет в учебку и пишет заявление о переводе на другой или на любой свободный майнор. Заявление студент пишет на имя академруководителя учебной программы. В нем он объясняет, почему хочет сменить майнор.
  3. После того, как заявление рассмотрят и подтвердят наличие свободных мест, студент обращается к администратору выбранного майнора, чтобы его распределили в соответствующую группу.

Как составляли список

Вузы становились участниками рейтинга, только если минимум 100 их выпускников последних двух лет имеют актуальные резюме на рекрутинговой платформе. В рамках исследования рассматривались пять параметров:

  • популярность вуза в своём регионе — доля выпускников университета от общего числа выпускников вузов региона;
  • востребованность выпускников вуза у работодателей — среднее число приглашений на собеседования, полученных одним выпускником университета от работодателей на hh.ru в 2022 году;
  • относительный уровень ожидаемых зарплат выпускников вуза — отношение медианного значения зарплаты, указанной в резюме выпускников, к медианному значению зарплаты, указанной в резюме выпускников вузов одного региона;
  • стаж — среднее число месяцев опыта работы, указанных в резюме у выпускника вуза (анализировались анкеты тех соискателей, которые указали, что окончили вуз в 2021–2022 годах);
  • текущая трудоустроенность — доля числа выпускников, в резюме которых есть хотя бы одно место работы с открытой датой окончания, от общего числа резюме выпускников вуза.

В рейтинг вошли 300 университетов разного профиля — как государственных, так и частных.

«Рейтинг вышел за рамки стандартных оценок, например зарплаты и численности выпускников. Они важны, но недостаточны. Расширение параметров в методологии делает рейтинг вузов hh.ru одним из самых масштабных и достоверных исследований ценности получения высшего образования в конкретном вузе и его влияния на карьерные перспективы», — отметила Ирина Святицкая.

Какие вузы внедряют в образование индивидуальные образовательные траектории

— По вашей оценке, сколько вузов в России сегодня внедряют индивидуальные траектории?

— В последние полтора-два года их внедряют весьма массово, так что трудно всех назвать. Первым объявил о внедрении ИОТ Тюменский государственный университет шесть лет назад.

Но и до него разные вузы использовали модель индивидуализации. Например, в Высшей школе экономики достаточно давно реализуется система майноров. В модели Физтеха (МФТИ) студент изначально может заменить курсы в своей программе на те, что ближе к тематике его научной работы или к специализации. СПбПУ также реализовывал у себя модель индивидуализации.

— Все эти вузы — ведущие университеты с особым статусом, в том числе в прошлом — участники проекта «5-100». Сейчас тренд распространился шире?

— Да, массовому переходу на ИОТ способствовал запуск программы «Приоритет-2030». Всего из числа 106 победителей около 70 вузов намерены ориентироваться в своих программах развития на индивидуализацию образования. В целом в «Приоритете» индивидуализация — одна из стержневых идей. Это не значит, что на государственном уровне появился шаблон, и ему все обязаны следовать. Но государство видит этот тренд и считает его важным.

— Обычно вузы переводят на индивидуальные траектории лишь небольшую долю студентов, верно?

— Начинают с небольшого пилотного проекта — от 500 до 1000 первокурсников, два‑три института или факультета. Нужно минимум 500 студентов, потому что на масштабе, например, в 100 человек результаты сложно оценить. Получится игрушечный проект, честно скажем, для показухи. А верхний предел — 1000–1500, потому что с большим числом студентов в случае форс-мажоров сложно будет справиться. С объёмом пилотного проекта до 1000 человек можно без лишних рисков проверить гипотезы.

После апробации инструментов на пилотном проекте университет обычно масштабирует успешные наработки на всех студентов университета.


Фото: stockfour / Shutterstock

— Кстати, ставят ли вузы себе цель распространить ИОТ на 100% студентов?

— Это зависит от стратегии университета. У ТюмГУ, например, есть такая цель. Некоторые вузы более консервативны, они запускают небольшие пилотные проекты, смотрят на результаты и реакцию и постепенно, небольшими шагами, развивают новую модель.

Иногда вузы вообще не меняют модель образования на старых факультетах, а строят рядом с ними гринфилд — новую школу или факультет. Его обычно проще запустить в новой модели.

Но зачастую модель гринфилда сложно растиражировать на другие факультеты, потому что он создаётся как некая элитная школа, куда вуз вкладывает больше ресурсов, а весь университет таким стать не может.

— Всем ли университетам и направлениям нужна индивидуализация?

— Люблю этот вопрос. Университеты с консервативной позицией обычно говорят: «Индивидуализация — это, конечно, для них (имея в виду кого-то другого), но точно не для нас. У нас никакой индивидуализации быть не может». И такое можно услышать в вузе любого профиля.

На самом деле, как я уже говорил, существуют различные практики индивидуализации, а сам подход индивидуализации не подразумевает, что студент абсолютно всю программу обучения формирует сам. Такие примеры в мире тоже есть, но это радикальные случаи.

— А какие практики индивидуальных образовательных траекторий чаще встречаются?

— Если говорить о специфике конкретных дисциплинарных областей, то, например, в социогуманитарных науках большой полигон для индивидуализации — в выборе различных тем исследований и дисциплин.

Для инженерных наук индивидуализация связана либо с палитрой технологий, которую может изучать и затем использовать в профессиональной деятельности студент, либо с уровневой подготовкой. Дело в том, что базовые физика и математика в некоторых университетах зубодробительны для студентов. Чтобы они могли учиться, необходимо компенсировать разный уровень знаний, которые они имеют на входе, помочь адаптироваться к университетской программе.

В медицинском образовании, насколько я представляю, индивидуализация существует испокон веков. Студенты-медики осваивают некий общий свод знаний вначале, потом выбирают свою специализацию, а когда идут в ординатуру, ещё и углубляют её. И среди мировых практик индивидуализации можно найти такие, которые смогут улучшить какие-то части образовательного процесса и в медицинских вузах.


Фото: wavebreakmedia / Shutterstock

Что можно, а что нельзя считать индивидуальными образовательными траекториями в вузах

— Тренд на индивидуализацию проявляется сейчас на всех уровнях образования. Как вы считаете, почему он пришёл в вузы?

— В последние лет десять тренд на персонализацию всего, что человек потребляет, виден во всём. От автопрома, где можно не только цвет машины выбрать, но и гибко настроить её конфигурацию, до небольших уникальных услуг. Уже в 2016 году, когда мы анализировали рынок перед запуском Modeus, этот тренд был силён, а сейчас он неизбежен для всех отраслей жизни. И образование сталкивается с ним напрямую.

Суть в том, что образование тоже должно учитывать индивидуальные особенности, запросы, потребности каждого отдельно взятого человека. Каким способом — уже вопрос технологической реализации. Есть разные практики и инструменты. Но тренд в первую очередь в индивидуальном подходе к человеку.

— То есть современные студенты уже настолько привыкли видеть персонализацию во всём, начиная с ленты соцсетей, что и от образования ждут того же?

— Да, они приходят и говорят: «А зачем мне слушать этого преподавателя, мне неинтересно. В соседней аудитории рассказывают лучше. Может, я лучше туда пойду?»


Фото: ​​Zoriana Zaitseva / Shutterstock

— Как индивидуализация влияет на содержание образовательных программ? Это способ разнообразить набор дисциплин для студента сверх основного профессионального ядра или полная перестройка программы?

— В мировой практике сложился обширный набор практик индивидуализации, и редко какой университет может их все применить. Возможен выбор преподавателей, выбор темы или курса. Может быть уровневое обучение, когда сильным студентам дают задачи «со звёздочкой», слабых учат так, чтобы они быстрее дотянулись до среднего уровня, а средних — так, как обычно учили. Каждому университету подойдёт свой набор практик.

Обычно вузы действительно выделяют ядро. Это то, что раньше называли общеобразовательными дисциплинами или базовыми курсами. Они составляют основу высшего образования в конкретном университете на конкретном образовательном направлении, а дальше возможна вариативность — в профессиональных и факультативных надстройках, во второй специализации.

— А чем такой подход с ядром и надстройками отличается от более привычной системы, когда программа в целом у всех одинаковая, но есть курсы по выбору раз в семестр?

— Внешне изменения не очень большие. Например, в учебном плане, который каждый университет предъявляет Рособрнадзору, меняется немногое.

Принципиальное отличие настоящих индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) — в отношении к студенту. Становятся важны особенности студентов, их целеполагание, а также то, как они отвечают на вопрос: «Кем я хочу быть?» Они получают возможность попробовать разное, сделать выбор и даже ошибиться.

Потом вместе с наставником или с тьютором студенты проанализируют, что пошло не так, и в следующий раз лучше будут готовы к выбору. Это одно из важнейших сутевых изменений в жизни университета, но в формальные документы оно не укладывается.

— Ну хорошо, а что должно появиться в вузе, чтобы можно было сказать: «Да, здесь действительно внедряют ИОТ»?

— Мы это называем честным выбором самого студента. Без навязываний, без диктата сверху.

Например, вы упомянули всем известную ещё с советских времён практику под названием «дисциплины по выбору», когда на старших курсах можно выбрать одну из двух или трёх дисциплин в учебном плане. Так вот, на самом деле в большинстве университетов выбор делали не студенты, а кафедра. Скажем, преподаватель есть по одной дисциплине, а вторую поставили в план, чтобы создать видимость выбора.

Или же решение принимала вся группа, потому что на две части её разделить нельзя, — значит, все вместе пойдут на одну «дисциплину по выбору». Всё это сложно назвать индивидуализацией.

— Пример из личного опыта: бывает, что курсов действительно два, например по разным языкам, но студентов делят на группы не по их желанию, а по алфавитному списку.

— Да, хотя почему бы не дать им самим выбрать? Возможно, для кого-то это определило бы будущую траекторию в жизни.

Когда студент сам делает выбор, готовится к нему, сравнивает альтернативные варианты, принимает решение — это и есть индивидуализация. Какие механизмы используются и какие конкретно точки выбора есть — уже нюансы.

Бакалавр и магистр

Сначала – о принципиальных отличиях обучения в западной высшей школы, формировавшейся в условиях развитого капиталистического общества.

На Западе высшее образование – прерогатива обеспеченных слоев населения. Поэтому система, в том числе и Болонская, формировалась под запросы бизнеса. Высшее образование за рубежом обеспечивает необходимое количество квалифицированных кадров, с минимально необходимым объемом компетенций и навыков для выполнения конкретных профессиональных задач.

Поэтому срок обучения в западных ВУЗах, как правило, длится не более 4 лет, а по окончании выпускнику присваивается академическая степень бакалавра. Программа обучения условно делится на 3 этапа. За это время, в течение первых двух лет, вне зависимости от выбранной специализации, студенты изучают общие дисциплины, а затем готовят реферат. Следующие 2 года – изучение дисциплин по выбранной специальности, точнее – их отдельные, специальные разделы. В списке изучаемых предметов – обязательные и альтернативные (изучаются с первого курса). На 3-4 курсе студенты иностранных ВУЗов обучаются по индивидуальному плану, который составляется на основании предпочтений студента и его финансовых возможностей (каждая выбранная дисциплина оплачивается по отдельному тарифу).

Учебной и производственной практики не предусмотрено, но студенты, по желанию, могут пройти ее на основе «кооперативной программы». Это означает, что производственное обучение студент также обязан оплатить. В этом случае срок обучения продлевается до 5 лет, или чуть более 4 лет, за счет значительного сокращения летних каникул.

Если сравнивать Болонскую систему с советской, то уровень знаний бакалавра соответствует, примерно, уровню специалиста 3-4 курса (то есть, специалисту с неоконченным высшим образованием). Также квалификация бакалавра сопоставима со знаниями выпускника техникума или колледжа, при том, что последние получают хорошую практическую подготовку.

Завершающий этап обучения – двухлетнее обучение с присвоением академической степени магистра, эквивалентной диплому выпускника, получившего специальность в советском ВУЗе.

При обучении в магистратуре студентов разделяют на 3 условные группы:

  • «регулярные» студенты – нацеленные на прослушивание полного курса и получение степени магистра;
  • «условные» студенты – имеющие академические задолженности, не позволяющие зачислить их в магистратуру до полной ликвидации «хвостов»;
  • «специальные» студенты – не претендующие на степень магистра, но желающие получить углубленные знания по одной из дисциплин.

В ходе обучении в магистратуре студент «прикрепляется к советнику», или научному руководителю, с которым составляется индивидуальный учебный план для дальнейшей подготовки и защиты диссертации (или проекта).

Магистратура заканчивается сдачей экзаменов, как и специалитет. Ее цель – освоение узкой специализации. Выпускники магистратуры, как правило, продолжают занятие научно-исследовательской деятельностью.

Преимущества посещения майноров

Для получения качественного образования многие студенты посещают дополнительные курсы, за которые нужно платить. В ВШЭ учащиеся имеют право изучить 4 дополнительных направления совершенно бесплатно.

Вы получите базовые знания по дисциплинам, которые не включены в вашу программу обучения. Если вы получите «10» по майнорам, то сможете увеличить свой средний балл, подняться на высшую ступеньку рейтинга.

Посещение майноров позволяет расширить кругозор, пообщаться с новыми преподавателями. На занятиях вы сможете проводить исследования, учиться программировать, проходить тестирования, решать современные кейсы.

Полученные знания позволят вам более уверенно общаться с незнакомыми людьми, что станет преимуществом при дальнейшем трудоустройстве. Также вы сможете расширить свое резюме, сделав акцент на полученные знания.

Бакалавриат

Бакалавриат пришёл к нам из общеевропейской Болонской системы образования, где он является первой ступенью высшего образования (вторая – магистратура). Смысл системы в том, чтобы дипломы входящих в неё вузов считались равноценными, а студенты и преподаватели могли свободно перемещаться между вузами. Например, человек оканчивает бакалавриат в одном вузе, а потом с этими знаниями без проблем поступает в другой на магистратуру.

В 2011 году Россия вошла в Болонскую систему, и подавляющее большинство образовательных программ перевели на этот формат. В 2022 году в связи с политическими событиями Россия заявила, что выходит из Болонского процесса. Минобрнауки РФ готовит проект уникальной отечественной системы образования, в которой, по словам главы ведомства, должны остаться и специалитет, и бакалавриат/магистратура.

На бакалавриат поступают после 11 классов школы или после колледжа. Получение второго и последующих высших образований на бакалавриате тоже возможно, но будет платным.

Фото Максима Русева, корпорация «Синергия»

На бакалавриате учатся четыре года. Эта форма предполагает подготовку по профилю, а не определённую специализацию. В дипломе бакалавра будет указано направление подготовки (не «инженер» и «переводчик», как у специалистов, а «инженерное дело» и «лингвистика»).

Выпускник бакалавриата получает полное высшее образование и может устроиться на работу по профилю (за исключением некоторых позиций на госслужбе, в вузе, в суде).

Также он имеет право продолжить обучение в магистратуре.

Преимущества бакалавриата перед специалитетом состоят в том, что учёба длится меньше и можно поступить на бюджет в магистратуру. Благодаря этому выпускник может продолжить обучение по другому профилю подготовки, даже не смежному. Правда, сейчас Минобрнауки РФ говорит о том, что такую возможность надо устранить.

Минус в том, что после бакалавриата нельзя поступить прямиком в аспирантуру и сразу начать заниматься наукой. Также российские дипломы не всегда без проблем признают в Европе. В частности надо сдавать языковой экзамен IELTS или TOEFL, чтобы подтвердить уровень владения английским. Информацию об условиях международного сотрудничества надо уточнять в конкретных вузах.

Высшее образование

Поступи в университет и строй карьеру во время обучения

Узнать, как поступить

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СарломТорг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: